Регистрация ККТИз статьи Вы узнаете:

1. В каких случаях необходимо проводить регистрацию, перерегистрацию и снятие с учета контрольно-кассовой техники.

2. Каков порядок осуществления регистрационных процедур ККТ: необходимые документы, сроки и результат проведения.

3. Какими законодательными и нормативными актами следует руководствоваться при проведении регистрации, перерегистрации и снятия с учета ККТ.

Ранее мы рассмотрели, какие организации и индивидуальные предприниматели должны применять контрольно-кассовую технику, а также какие требования к ней предъявляются, и выяснили, что одним из основных требований является регистрация ККТ в налоговых органах. В связи с этим предлагаю более подробно остановиться на порядке проведения процедур регистрации, перерегистрации и снятия с учета контрольно-кассовой техники.

Порядок проведения регистрационных процедур ККТ регламентируется следующими нормативными актами:

  • Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 «Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями» (далее — Положение о регистрации);

  • Приказ Минфина России от 29.06.2012 № 94н «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации» (далее — Регламент).

Для начала рассмотрим, в каких случаях организации и индивидуальные предприниматели обязаны проводить регистрацию, перерегистрацию и снятие с учета используемой ими контрольно-кассовой техники.

Основания проведения регистрации, перерегистрации и снятия с учета ККТ

Основания для регистрация ККТ

Обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ККТ, регистрировать её в налоговых органах установлена ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Поэтому прежде, чем начать использовать ККТ, необходимо пройти процедуру регистрации.

Основания для перерегистрации ККТ

После успешной регистрации ККТ в налоговом органе в процессе её использования нередко у организаций и индивидуальных предпринимателей возникает необходимость перерегистрировать кассовую технику. Основания для перерегистрации ККТ перечислены в п. 76 Регламента:

  • замена фискальной памяти или накопителя фискальной памяти контрольно-кассовой техники и программно-аппаратных средств, обеспечивающих некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации;
  • смена адреса места установки контрольно-кассовой техники;
  • изменение фамилии, имени, отчества (при наличии) заявителя — индивидуального предпринимателя, наименования заявителя-организации;
  • смены ЦТО.

Основания для снятия ККТ с регистрации

Необходимость снятия ККТ с учета в налоговом органе возникает в случае прекращения или невозможности ее дальнейшего использования. При этом снятие ККТ с учета может осуществляться как по инициативе организации или индивидуального предпринимателя, так и по инициативе налогового органа.

По инициативе пользователя ККТ должна быть снята с учета:

  • в случае прекращения её использования;
  • в случае возникновения у форс-мажорных обстоятельств, приведших ККТ в неисправное состояние, либо в случае хищения (утери) ККТ.

Налоговый орган самостоятельно снимает ККТ с учета:

  • при истечении нормативного срока амортизации ККТ, модель которой исключена из Государственного реестра. При этом пользователь уведомляется в письменной форме о снятии данной ККТ с регистрации не позднее дня, следующего за днем истечения нормативного срока амортизации;
  • при исключении сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ или об индивидуальном предпринимателе из ЕГРИП.

 

Порядок проведения регистрации, перерегистрации, снятия с учета ККТ

После того, как основания регистрационных процедур ККТ определены, предлагаю рассмотреть порядок их проведения: какие документы необходимо предоставить, в какие сроки налоговый орган должен принять решение и что является основанием для отказа со стороны налогового органа.

 

Процедура Документы, предоставляемы в налоговый орган Срок рассмотрения документов налоговым органом Результат проведения процедуры Основания отказа совершения процедуры налоговым органом (п. 31 Регламента)
Регистрация ККТ заявление о регистрации ККТ (форма утверждена Приказом ФНС России от 09.04.2008 № ММ-3-2/152@  «Об утверждении форм заявления о регистрации контрольно-кассовой техники, книги учета контрольно-кассовой техники и карточки регистрации контрольно-кассовой техники»);паспорт ККТ;договор о технической поддержке ККТ с поставщиком или центром технического обслуживания. 5 рабочих дней с даты представления пользователем заявления и прилагаемых документов. Датой представления заявления считается дата его регистрации в налоговом органе. внесение сведений о регистрации ККТ в книгу учета контрольно-кассовой техники, ведущуюся территориальным налоговым органом,возврат документов, прилагавшихся к заявлению;выдача заявителю карточки учета ККТ, а также паспорта ККТ и учетного талона с проставленными отметками о регистрации. представление заявления и документов в ненадлежащий территориальный налоговый орган;представление документов, оформленных в неустановленном порядке, при условии неустранения заявителем недостатков, выявленных территориальным налоговым органом при их рассмотрении;представление неполного комплекта документов, необходимых для предоставления государственной услуги;указание недостоверных сведений в заявлении;предъявление для регистрации модели контрольно-кассовой техники, не включенной в Государственный реестр контрольно-кассовой техники или исключенной из Государственного реестра контрольно-кассовой техники;

истечение нормативного срока амортизации ранее применявшейся контрольно-кассовой техники, исключенной из Государственного реестра контрольно-кассовой техники;

предъявление контрольно-кассовой техники, находящейся в розыске;

обнаружение неисправности контрольно-кассовой техники, отсутствие марки-пломбы, идентификационного знака, а также средств визуального контроля;

необеспечение доступа к контрольно-кассовой технике, в том числе необеспечение доступа к контрольно-кассовой технике в составе платежного терминала (банкомата);

неявка заявителя в согласованное с территориальным налоговым органом время к месту проведения осмотра контрольно-кассовой техники.

Перерегистрация ККТ заявление о перерегистрации ККТ (форма утверждена Приказом ФНС России от 09.04.2008 № ММ-3-2/152@  «Об утверждении форм заявления о регистрации контрольно-кассовой техники, книги учета контрольно-кассовой техники и карточки регистрации контрольно-кассовой техники»);паспорт ККТ;карточка регистрации ККТ;заключение ЦТО (при наличии) (если перерегистрация ККТ осуществляется по причине замены фискальной памяти или накопителя фискальной памяти ККТ и программно-аппаратных средств. внесение изменений сведений о ККТ в книгу учета контрольно-кассовой техники, ведущуюся территориальным налоговым органом,возврат документов, прилагавшихся к заявлению;выдача заявителю карточки учета ККТ, а также паспорта ККТ и учетного талона с проставленными отметками.
Снятие ККТ с учета заявление о  снятии с учета ККТ (форма утверждена Приказом ФНС России от 09.04.2008 № ММ-3-2/152@  «Об утверждении форм заявления о регистрации контрольно-кассовой техники, книги учета контрольно-кассовой техники и карточки регистрации контрольно-кассовой техники»);паспорт ККТ;карточка регистрации ККТ;документ, подтверждающий факт возникновения форс-мажорных обстоятельств, приведших ККТ в неисправное состояние, либо факт хищения (утери) ККТ (при необходимости) внесение сведений о снятии ККТ с учета в книгу учета контрольно-кассовой техники, ведущуюся территориальным налоговым органом,внесение отметок в карточку учета ККТ, паспорт ККТ и учетный талон.

 ! Обратите внимание:

Перечень документов, которые необходимо предоставить в налоговый орган для регистрации ККТ согласно Регламента, является исчерпывающим. Поэтому налоговые органы не вправе требовать от заявителя представления документов, информации или осуществления действий, не предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими регистрацию ККТ (п. 28 Регламента, письмо Минфина России от 10.02.2010 N 01-02-03/03-41). Например, налоговые органы не вправе требовать при регистрации ККТ представления договора аренды помещения, в котором она будет использоваться, или свидетельства о праве собственности на такое помещение (письма Минфина России от 11.08.2009 N 03-01-15/8-406, от 11.08.2009 N 03-01-15/8-407).

Кроме того налоговые органы не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении самих налоговых органов, иных госорганов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных им организаций, участвующих в предоставлении госуслуг (п. 28 Регламента).

Документы, необходимые для совершения процедур регистрации, перерегистрации, снятия с учета ККТ представляются в налоговый орган по месту учета заявителя или по месту учета обособленного подразделения в виде оригиналов. После принятия решения налоговым органом оригиналы документов, приложенных к заявлению, подлежат возврату. При этом заявление о регистрации ККТ и прилагаемые к нему документы могут быть предоставлены организацией или индивидуальным предпринимателем в налоговый орган одним из следующих способов:

  • почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
  • лично или через представителя (при наличии документа, удостоверяющего полномочия лица, подающего документы);
  • в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал госуслуг (www.gosuslugi.ru).

Форма заявления в налоговый орган при регистрации, перерегистрации и снятии с учета ККТ является единой. Какая именно процедура должна быть проведена, уточняется в самом заявлении.

Здесь Вы можете скачать форму Зявление о регистрации ККТ (утверждена Приказом ФНС России от 09.04.2008 № ММ-3-2/152@ «Об утверждении форм заявления о регистрации контрольно-кассовой техники, книги учета контрольно-кассовой техники и карточки регистрации контрольно-кассовой техники»).

 

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

Законодательные и нормативные акты:

1. Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»

2. Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 «Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями»

3. Приказ Минфина России от 29.06.2012 № 94н «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации»

4. Приказ ФНС России от 09.04.2008 № ММ-3-2/152@ «Об утверждении форм заявления о регистрации контрольно-кассовой техники, книги учета контрольно-кассовой техники и карточки регистрации контрольно-кассовой техники»

 Как ознакомиться с официальными текстами указанных документов, узнайте в разделе Полезные сайты