Из статьи Вы узнаете:
1. Как и в каком размере можно возместить расходы на проведение специальной оценки условий труда.
2. Как учитываются расходы на проведение спецоценки для целей налогообложения.
3. Какая ответственность предусмотрена законодательством за непроведение спецоценки.
4. Какими законодательными и нормативными актами руководствоваться.
В предыдущих статьях мы выяснили, что такое специальная оценка условий труда, кто и как должен ее проводить. Теперь осталось понять, за счет каких средств проводится спецоценка и можно ли учесть расходы на ее проведение для целей налогообложения. Кроме того в этой статье рассмотрим, что будет, если спецоценку не проводить, какие «расходы» грозят работодателю в этом случае.
Итак, кто должен финансировать проведение специальной оценки условий труда: работодатель или ФСС? Ответ – работодатель за счет собственных средств (ст. 212 ТК РФ, ст. 8 Закона № 426-ФЗ). В то же время законодательством предусмотрена возможность компенсировать часть затрат на проведение спецоценки за счет средств ФСС. Такая возможность установлена Приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» (пп. а п. 3).
Порядок возмещения расходов на проведение специальной оценки условий труда из ФСС
В соответствии с Правилами № 580н расходы на проведение специальной оценки условий труда возмещаются из ФСС путем уменьшения суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих уплате в текущем году. То есть возмещение происходит путем зачета суммы осуществленных расходов в счет уплаты взносов, а не путем перечисления денежных средств на расчетный счет страхователя.
При этом возмещению из ФСС подлежит не вся сумма расходов на проведение спецоценки, а лишь часть:
- В общем случае не более 20% суммы страховых взносов за предшествующий календарный год, уменьшенной на величину произведенных в том же году расходов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
- В частном случае для небольших организаций с численностью работников не более 100 человек, которые в течение двух предшествующих последовательных лет не осуществляли финансовое обеспечение предупредительных мер (проведение спецоценки, медосмотров работников, закупку средств индивидуальной защиты работников и т.д.), то размер возмещения будет не более:
- 20% суммы страховых взносов, начисленных за три предшествующих последовательных года за вычетом расходов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, произведенных страхователем в этих годах;
- суммы страховых взносов, подлежащих перечислению в территориальный орган Фонда в текущем финансовом году.
Пример расчета суммы расходов на проведение специальной оценки условий труда, подлежащей возмещению из ФСС.
ООО «Звезда» в 2014 г. планирует провести специальную оценку условий труда. Допустим, что в двух предшествующих годах, 2012 и 2013, ООО «Звезда» не осуществляла финансовое обеспечение предупредительных мер, штат сотрудников составляет 30 человек. Это означает, что рассчитывать сумму возмещения можно не по общему правилу, а по частному правилу для малых предприятий. Давайте определим, на какую сумму возмещения из ФСС может рассчитывать организация:
1. Сумма исчисленных и уплаченных взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний за 2011, 2012, 2013 составила 45000 руб. В 2012 году было выплачено пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в размере 25000 руб., других расходов по данному виду страхования не было. Таким образом, сумма возмещения, исчисленная исходя из трех предшествующих лет, составит: (45000-25000) х 0,2 = 5000 руб.
2. Сумма страховых взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, подлежащих перечислению в 2014 году составляет 14000 (на основе данных за первый квартал 2014 года: 3500 х 4 = 14000). Сумма возмещения, рассчитанная по данным текущего года, будет равна 14000 х 0,2 = 2800 руб.
Так как сумма возмещения должна быть не более величины, рассчитанной на основании данных за три предшествующих года, и величины, рассчитанной за текущий год, получается, что ООО «Звезда» сможет возместить из ФСС часть расходов на проведение специальной оценки условий труда, равную 2800 руб.
Для того чтобы возместить часть расходов на проведение специальной оценки условий труда, нужно подать в ФСС по месту регистрации до 1 августа текущего года следующие документы:
1. Заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер.
Скачать рекомендованную ФСС форму Заявление о финансовом обеспечении
2. План финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году, разработанный с учетом перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, и (или) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников), с указанием суммы финансирования.
Скачать План финансового обеспечения
3. Копию перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, и (или) копия (выписка из) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников).
4. Копию локального нормативного акта о создании комиссии по проведению специальной оценки условий труда.
Что это за документ и как его составить читайте в статье Проводим специальную оценку условий труда
5. Копию гражданско-правового договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, с указанием количества рабочих мест, в отношении которых проводится специальная оценка условий труда, и стоимости проведения специальной оценки условий труда на указанном количестве рабочих мест.
Помимо копии договора со специализированной организацией, ФСС может потребовать документ, подтверждающий оплату ее услуг. Поэтому прежде чем предоставлять документы для возмещения расходов на проведение специальной оценки условий труда, уточните в своем ФСС, нужно ли подавать такой документ вместе с заявлением или он потребуется уже после принятие Фондом решения о возмещении в качестве подтверждения целевого использования выделенных средств.
! Обратите внимание: копии документов следует заверить печатью работодателя (абз. 1 п. 6 Правил N 580н).
Перед тем, как обращаться в ФСС за возмещением расходов на спецоценку, рекомендую ознакомится с основаниями для отказа ФСС в возмещении (п. 10 Правил N 580н), для того, чтобы сэкономить время на походы в ФСС и заранее подготовиться:
- 1. Наличие недоимки по взносам, пеням и штрафам, не погашенным на день подачи заявления о возмещении расходов на проведение спецоценки.
- 2. Содержание недостоверной информации в поданных документах.
- 3. Предоставление неполного комплекта документов.
- 4. В случае если предусмотренные бюджетом ФСС средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены.
Обращаю Ваше внимание на четвертое основание для официального отказа ФСС в возмещении расходов: оно означает, что подавать заявление со всеми необходимыми документами нужно сразу же после утверждения бюджета ФСС на текущий год. В противном случае, если обратится за возмещением ближе к августу (как уже было сказано заявки на возмещение ФСС принимает до 1 августа), то с большой долей вероятности в возмещении будет отказано по причине полного распределения средств бюджета.
Если ФСС примет положительное решение о возмещении расходов на проведение специальной оценки условий труда, то о результатах использования выделенных средств необходимо будет отчитаться:
Во-первых, нужно предоставить документы, подтверждающие факт проведения спецоценки – акт об оказанных услугах специализированной организации, а также документ, подтверждающий оплату этих услуг. Кроме того, в органе ФСС по месту учета лучше уточнить, требуются ли еще какие-то отчетные документы.
Во-вторых, сумма расходов на проведение специальной оценки, подлежащая возмещению из ФСС, отражается в отчете 4-ФСС начиная с того отчетного периода, в котором была проведена спецоценка. В отчете 4-ФСС указанная сумма отражается в следующе порядке:
- Строка 9 таблицы 8 отчета 4-ФСС: в составе расходов на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний.
- Строка 11 таблицы 7 отчета 4-ФСС: в составе общей суммы расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
- Строка 9 таблицы 7 отчета 4-ФСС: в составе суммы задолженности за ФСС в том случае, если расходы превысили сумму начисленных взносов.
- Задолженность ФСС по итогам года подлежит зачету в счет уплаты взносов в следующем расчетном периоде. Эта задолженность указывается в строке 10 таблицы 7 отчета 4-ФСС за отчетные периоды следующего года.
Скачать форму отчета 4-ФСС и Порядок его заполнения Вы можете здесь.
Налоговый учет расходов на проведение специальной оценки условий труда
Ответ на вопрос «можно ли принять расходы на проведение специальной оценки условий труда в целях налогообложения?» зависит от того, какую систему налогообложения применяет налогоплательщик, а также за счет каких средств проводится спецоценка. Очевидно, что принять к налоговому учету можно лишь те расходы на проведение спецоценки, которые произведены за счет собственных средств работодателя. Часть расходов, которую возмещает ФСС, однозначно не принимается для целей налогообложения. Теперь давайте разберемся, как учитываются расходы на проведение специальной оценки в зависимости от применяемой системы налогообложения.
1. Общая система налогообложения
При расчете налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц для ИП) расходы на специальную оценку условий труда уменьшают налоговую базу и учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией как расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Такую позицию подтверждает ФНС РФ в Письме от 06.09.2011 № ЕД-4-3/14453@ (только в отношении расходов на аттестацию рабочих мест). Главное, о чем нужно помнить, чтобы принять расходы на спецоценку в налоговых целях: эти расходы должны быть документально подтвержденными. То есть необходим договор со специализированной организацией, акт выполненных работ (оказанных услуг), отчетные документы по результатам спецоценки. Как правило, весь комплект необходимых документов предоставляет организация, осуществляющая специальную оценку условий труда, так как это ее основная деятельность, но не лишним будет самостоятельно проконтролировать надлежащее оформление всех документов исходя из Ваших конкретных целей. Например, если по итогам спецоценки Вы планируете провести мероприятия по улучшению охраны труда, назначить работникам дополнительные гарантии в связи с тяжелыми условиями труда и т.д., все это должно быть отражено в отчете специализированной организации.
2. Упрощенная система налогообложения
А вот при определении налоговой базы по единому налогу по УСН расходы на проведение специальной оценки условий труда не учитываются. Такое мнение высказал Минфин РФ в Письме от 16 июня 2014 г. № 03-11-06/2/28551:
Пунктом 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлен перечень расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения. Данный перечень расходов является закрытым.
Расходы на оплату услуг по проведению специальной оценки условий труда статьей 346.16 Кодекса не предусмотрены, и, соответственно, такие расходы не могут учитываться при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Ответственность за непроведение специальной оценки условий труда.
И в заключение, несколько слов о том, что грозит, если специальную оценку условий труда не проводить. Законодательно ответственность работодателя за нарушения, связанные со специальной оценкой условий труда, в том числе ее непроведение, внесена в КоАП в соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда». Обращаю Ваше внимание, что указанная норма вступила в силу с 2015 года.
Таким образом с 2015 года действует ст. 5.27.1 КоАП РФ, в соответствии с которой нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
- на индивидуальных предпринимателей от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
- на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Так как 2015 уже наступил, откладывать и дальше проведение специальной оценки условий труда достаточно рискованно. Намного целесообразнее, не дожидаясь претензий контролирующих органов, как следует подготовиться к проведению спецоценки и осуществить это мероприятие. И в этом, надеюсь, Вам поможет эта статья, а также другие статьи на сайте Бухгалтерский актив, посвященные специальной оценке.
Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!
Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!
Законодательные и нормативные акты по теме статьи:
1. Трудовой Кодекс РФ
2. Налоговый Кодекс РФ (часть 2)
3. Кодекс об административных правонарушениях РФ
4. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
5. Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»
6. Приказ Минтруда России от 10.12.2012 № 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»
7. Письмо Минфина РФ от 16 июня 2014 г. № 03-11-06/2/28551
Как ознакомиться с официальными текстами указанных документов, узнайте в разделе Полезные сайты