Проводим специальную оценку условий труда

проведение спецоценкиИз статьи Вы узнаете:

1. Как подготовиться и документально оформить проведение специальной оценки условий труда.

2. Из каких этапов состоит процесс проведения специальной оценки условий труда, каковы функции работодателя в этом процессе.

3. Как оформляются результаты специальной оценки условий труда и где их нужно отразить.

4. Какими законодательными и нормативными актами руководствоваться при проведении специальной оценки условий труда.

 

В предыдущей статье мы выяснили, зачем нужна специальная оценка условий труда и кто должен ее проводить. Напомню, что по законодательству все работодатели должны проводить специальную оценку в отношении практически всех рабочих мест (за небольшим исключением). Теперь самое время перейти к практической стороне вопроса – то есть непосредственно к проведению специальной оценки условий труда. В этой статье предлагаю подробно рассмотреть порядок действий при проведении спецоценки, на какие моменты стоит обратить особое внимание при подготовке, в процессе проведения и при утверждении результатов специальной оценки условий труда.

 

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Специальная оценка условий труда проводится работодателем совместно со специализированной организацией, привлекаемой на основании гражданско-правового договора. Последовательность действий при проведении специальной оценки условий труда подробно описана в Федеральном законе от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (гл. 2). Я не буду переписывать закон, а для лучшего понимания выделю основные этапы проведения специальной оценки и их ключевые моменты.

 

1. Создание комиссии по проведению специальной оценки условий труда.

Руководитель (индивидуальный предприниматель) издает приказ, которым назначает состав комиссии (должен быть нечетным), ее руководителя, а также перечень работ по специальной оценке условий труда. Кроме того утверждается график проведения специальной оценки условий труда.

Скачать Образец приказа о проведении специальной оценки условий труда

Скачать  Образец приказа об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Согласно п. 3 ст. 9 закона № 426-ФЗ в комиссию для проведения специальной оценки условий труда должен входить в том числе специалист по охране труда. Однако такой специалист есть далеко не у каждого работодателя, как быть в этом случае? В соответствии с ТК РФ (ст. 217) если работодатель осуществляет производственную деятельность и численность работников превышает 50 человек, то у него должна быть организована служба охраны труда или выделен специалист по охране труда. Если же численность работников не превышает 50 человек и при отсутствии отдельной службы или специалиста, работодатель (индивидуальный предприниматель или руководитель организации) может возложить на себя функции по охране труда, или передать эти функции другому работнику, стороннему специалисту или организации, привлеченным по договору гражданско-правового характера и оказывающим услуги по охране труда. Таким образом, в некоторых случаях допускается возложение обязанностей по охране труда непосредственно на руководителя (индивидуального предпринимателя), однако независимо от того, кто назначен ответственным, документы по охране труда должны быть в наличии и оформлены надлежащим образом.

! Обратите внимание: перед проведением специальной оценки условий труда следует привести в порядок документацию по охране труда (журнал учета инструктажей по пожарной безопасности и т.д.) так как представители специализированной организации, проводящей специальную оценку условий труда, могут запросить указанные документы. Подробно описывать весь состав документов и порядок их заполнения в данной статье я считаю нецелесообразным, при необходимости Вы можете найти соответствующие приказы и рекомендации  Минтруда России  (например, «Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда» от 13.05.2004). Однако как минимум необходим приказ о назначении ответственного за охрану труда, как мы выяснили, им может быть штатный специалист или служба охраны труда, привлеченные специалист или организация или сам руководитель (индивидуальный предприниматель).

Скачать  Образец приказа о назначении ответственного за охрану труда

 

2. Определение рабочих мест, подлежащих специальной оценке.

Комиссия определяет перечень рабочих мест, в отношении которых будет проводится специальная оценка условий труда, а также выявляет аналогичные рабочие места. При наличии аналогичных рабочих мест спецоценка проводится в отношении 20 процентов таких рабочих мест (но не менее двух), а результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (п. 6. ст. 9 закона № 426-ФЗ). Например, если два бухгалтера работают в одном офисе в одинаковых условиях, то эти места считаются аналогичными. Однако если в том же офисе в таких же точно условиях работает юрист, то рабочее место юриста не является аналогичным рабочему месту бухгалтера, так как у них разные должности.

! Обратите внимание: перед заключением договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, необходимо проверить штатное расписание и другие кадровые документы (трудовые договоры, должностные инструкции и т.д.). Дело в том, что спецоценка проводится в отношении рабочих мест работодателя, количество и состав которых определяются как раз по штатному расписанию. Первым делом специализированная организация запросит штатное расписание и в соответствии с ним определит состав подлежащих проверке рабочих мест, а, соответственно, и стоимость своих услуг. То есть в интересах работодателя, чтобы штатное расписание (последняя его редакция) было актуальным, чтобы в нем отсутствовали «лишние» должности (которые, например, были ранее, но потом их упразднили или переименовали и т.д.). Но в то же время, если Вы планируете в ближайшем будущем создать новые рабочие места (новый отдел, новые должности), то целесообразно их создать и ввести до проведения специальной оценки условий труда, так как если это сделать потом, возникнет необходимость проводить внеплановую специальную оценку условий труда (ст. 17 закона № 426-ФЗ).

 

3. Заключение договора со специализированной организацией на проведение специальной оценки условий труда.

Обратите внимание: специализированная организация должна соответствовать определенным требованиям, установленным законодательством (ст. 19 Закона № 426-ФЗ).

Перечень аккредитованных организаций можно посмотреть на сайте Минтруда РФ

 

4. Проведение специализированной организацией идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и их измерение (при выявлении таких факторов).

 

5. Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

В отношении рабочих мест, на которых не выявлены опасные факторы, работодатель подает в трудовую инспекцию декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Форма и порядок предоставления декларации установлены Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда».

Скачать форму  Декларация соответствия условий труда

! Обратите внимание Декларация соответствия условий труда действительна в течение пяти лет. После этого срока при отсутствии в период действия декларации несчастных случаев на производстве (за исключением произошедших по вине третьих лиц) или выявления профессиональных заболеваний, причиной которых явилось воздействие на работника вредных факторов, срок действия данной декларации продлевается на следующие пять лет.

 

6. Распределение рабочих мест по классам и подклассам вредности.

В отношении рабочих мест, по которым выявлены опасные факторы, специализированная организация, проводящая спецоценку, осуществляет их отнесение к соответствующим классам и подклассам опасности (вредности). Характеристика классов и подклассов опасности приведена в ст. 14 закона № 426-ФЗ. Как раз на основании этих сведений в дальнейшем устанавливаются дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР.

 

7. Составление отчета.

По результатам проведенной специальной оценки условий труда специализированная организация составляет отчет о ее проведении и передает отчет представителям работодателя.

Сведения, которые должны быть отражены в отчете, перечислены в п. 1 ст. 15 закона № 426-ФЗ. Отчет подписывается всеми членам комиссии работодателя и утверждается председателем комиссии. Кроме того, в тридцатидневный срок с момента утверждения отчета необходимо ознакомить всех работников с результатами проведенной специальной оценки условий труда, а также выложить сводные результаты спецоценки на сайте работодателя, если такой имеется (п. 5, 6 ст. 15 закона № 426-ФЗ).

! Обратите внимание: факт проведения специальной оценки условий труда, а также ее результаты необходимо отразить в отчете 4-ФСС в таблице 10 (скачать форму отчета и порядок заполнения можно здесь, а прочитать об изменениях в форме 4-ФСС с 2014 года здесь).

 

Итак, мы рассмотрели порядок проведения специальной оценки условий труда. Теперь, надеюсь, у Вас сложилось четкое представление о том, как проводится спецоценка, на что обратить особое внимание при подготовке к ее проведению и непосредственно в процессе. Ну а в следующей статье будем разбираться в, пожалуй, самом актуальном для бухгалтера вопросе, связанном со специальной оценкой условий труда, — как учесть расходы на ее проведение.

 

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

 

Законодательные и нормативные акты

1. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

2. Трудовой Кодекс РФ

3. Приказ Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда»

Как ознакомиться с официальными текстами указанных документов, узнайте в разделе Полезные сайты

К записи "Проводим специальную оценку условий труда" 17 комментариев
  1. Ксения:

    Здравствуйте. Я работаю в организации специалистом по охране труда. Через неделю у нас будет проведена специальная оценка условий труда. Скажите, пожалуйста, должен-ли быть у нас в организации журнал учета результатов проведения специальной оценки условий труда?

    • admin:

      Ксения, добрый день.
      Законодательно (Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда») обязанность работодателя вести журнал учета результатов проведения специальной оценки условий труда не установлена.

  2. Елена:

    будет ли соответствовать требованиям закона специальная оценка условий труда в отношении должности/профессии, которой в штатном расписании работодателя нет.

  3. Елена:

    что нарушает работодатель, проводя специальную оценку условий труда по должности/профессии, которой нет в штатном расписании???

    • admin:

      Елена, спецоценка условий труда проводится в отношении рабочих мест, а не должностей, то есть оцениваются конкретные физические показатели на каждом конкретном рабочем месте. Однако каждому рабочему месту соответствует работник (один или несколько), который трудится на этом рабочем месте. А вот у работника должна быть должность, установленная трудовым договором и соответствующая штатному расписанию (ст. 57 ТК РФ). Если у вас работник трудится по должности, которой нет в штатном расписании, то в случае проверки трудинспекция может это рассмотреть как нарушение законодательства о труде и применить меры ответственности, установленные КоАП (ст. 5.27). На правильность спецоценки это не влияет, поскольку, повторюсь, оцениваются рабочие места. Но специализированная организация, проводящая спецоценку, скорее всего, запросит у вас актуальное штатное расписание, ведь взаимосвязь очевидна: есть должности — есть соответствующие им рабочие места, и наоборот, есть рабочие места — есть соответствующие им сотрудники с должностями по штатному расписанию.

  4. Юлия:

    Добрый день. Работаю инженером по ОТ в институте гуманитарных исследований, нам предстоит провести СОУТ. Списочный состав сотрудников большой, но большинство сотрудников института работают на аналогичных рабочих местах: кабинет, стол, компьютер. Кабинеты одинаковые, компьютеры идентичные, количество ламп освещения одинаковое, даже окна кабинетов выходят на одну сторону. В 426-ФЗ написано, что при выявлении аналогичных р.м. можно аттестовать 20%. Т.е., грубо говоря: на 100 сотрудников можно сделать 10 карт СОУТ? Например: по разным профессиям — одну в каждом кабинете что ли? Организации, занимающиеся проведением СОУТ, все как один говорят, что надо аттестовать каждый компьютер. Я сомневаюсь. Хотелось бы узнать ваше мнение. Если можно, отправьте ответ на Е-mail.

    • Марина Баландина:

      Юлия, добрый день!

      Согласно п. 6 ст. 9 426-ФЗ «аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты»
      Чтобы рабочие места были признаны аналогичными, должны выполняться ВСЕ перечисленные критерии, в том числе, одинаковые должности сотрудников (специальности, трудовые функции).
      При выявлении аналогичных рабочих мест СОУТ может быть проведена в отношении 20% таких рабочих мест (но не менее, чем в отношении двух). При этом по аналогичным рабочим местам составляется одна карта спецоценки.

      Например, если в одном помещении с одной системой вентиляции, кондиционирования, отопления и освещения работают 100 сотрудников, из них (условно) 5 бухгалтеров, 60 инженеров, 35 дизайнеров, то аналогичные рабочие места необходимо выявлять по этим трем группам (а не по всем 100 сотрудникам). СОУТ необходимо провести в отношении 2 раб. мест бухгалтеров (5*20% но не менее 2), 12 раб. мест инженеров (60*20%), 7 раб. мест дизайнеров (35*20%). Соответственно, нужно будет составить 3 карты СОУТ.

      Ответ продублировала на Ваш электронный адрес.

  5. Ангелина:

    Добрый день! Работаю инженером ОТ в организации. В 2015 году в феврале-месяце провели СОУТ, но с результатами ознакомили только спустя месяц-полтора, так как документы находились у офис-менеджера, даты проставили в соответствии с ознакомлением. Будет ли это нарушением, если да-то каков штраф и кого будут наказывать. И второе спустя год выяснилось, что данные не были поданы в ПФ, чем грозит это. Спасибо.

    • Марина Баландина:

      Ангелина, добрый день.
      Работодатель должен ознакомить работников под роспись с результатами СОУТ в течение 30 календарных дней с момента утверждения отчета (п. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Несоблюдение данного требования проверяющими может рассматриваться как нарушение работодателем установленного порядка проведения СОУТ. КОАП предусматривает административную ответственность за такое нарушение: предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10000 рублей; на юридических лиц от 60000 до 80000 рублей (п. 2 ст. 5.27.1 КОАП РФ). Обязанность работодателя представлять результаты СОУТ в ПФР законодательно не установлена.

  6. Мария:

    Добрый день.
    Работаю специалистом по ОТ. Сейчас у нас должна быть спец.оценка. Приказ о комиссии создан, но приложении к нему еще нет. Что должно быть в этом приложении? План работы? И еще вопрос, на словах, ну точнее в документе компания будет смотреть, какое штатное расписание и какие рабочие места надо аттестовывать или специалист по ОТ должен отдельно составить перечень рабочих мест? Если отдельно составить перечень рабочих мест, то можно пример мне скинуть и за одно пример приложения к приказу о создании комиссии.

    • Марина Баландина:

      Мария, добрый день. Форму приказа о проведении СОУТ, его содержание, а также содержание приложений (при их наличии) каждая организация разрабатывает «под себя». Регламентированных форм нет. Образцы приказов с возможностью скачать их приведены в данной статье, Вы можете взять эти образцы за основу. Перечень рабочих мест, подлежащих СОУТ определяет комиссия, и этот перечень целиком и полностью индивидуален, то есть зависит исключительно от Вашего штатного расписания.

  7. Ирина Владимировна:

    Здравствуйте! Если в организации отсутствует специалист по ОТ, должен ли привлекаться в состав комиссии представитель (специалист) организации, которая будет осуществлять спец. оценку?.
    Сколько членов комиссии должны иметь обучение по ОТ?
    Спасибо.

    • Марина Баландина:

      Добрый день.
      Требования к комиссии по проведению СОУТ установлены ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ: «в состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда». Если организация относится к субъектам малого предпринимательства, и в штате нет специалиста по ОТ, она имеет право включить в состав комиссии представителя организации или специалиста, привлекаемых по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (не для проведения спецоценки).
      Обучению и проверке знаний требований охраны труда подлежат все работники организации, в том числе ее руководитель (ч. 2 ст. 225 ТК РФ). Если имеется в виду сертификация по ОТ – такого требования к остальным членам комиссии в законодательстве нет.

  8. Светлана:

    Подскажите пожалуйста, какие замеры СОУТ должна выполнить лаборатория на офисных рабочих местах?

    • Марина Баландина:

      Светлана, к сожалению, не подскажу, поскольку это специфический вопрос, не относящийся к тематике данного сайта (бухгалтерский учет и налогообложение).

  9. Наталья:

    Здравствуйте! Собрались проводить специальную оценку условий труда: выделили рабочие места, на которых нужно проводить специальную оценку, и подписали договор с организацией, проводящей её. Приказ о создании комиссии о проведении и утверждении графика работ СОУТ не был издан до подписания договора. Является ли это нарушением порядка проведения специальной оценки?

  10. Сергей:

    Должен ли работодатель включить в комиссию по специальной оценке труда представителя работников?

Оставить свой комментарий

Поиск
Бухгалтерский актив в Twitter — Присоединяйтесь!
Бухгалтерский актив в Google+
 

Посетите наши страницы в социальных сетях!

Google Plus.      Twitter.      RSS.
Вверх
© 2017    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти