как подготовиться к проверкам ФСС и ПФРИз статьи Вы узнаете:

1. В каком порядке внебюджетные фонды проводят выездные и камеральные проверки: требования, сроки, документы.

2. На какие моменты нужно обратить внимание, чтобы избежать нарушений самим и заметить нарушения проверяющих.

3. Какие законодательные и нормативные акты регулируют проведение проверок внебюджетными фондами.

 

Проверки контролирующих органов, так или иначе, связаны со стрессом для тех, в отношении кого они проводятся, будь это проверки Трудинспекции, СЭС, внебюджетных фондов, налоговой и т.д. Но для бухгалтера самыми «ожидаемыми» являются проверки налоговой инспекции и фондов. И даже если Вы уверены, что документы находятся в идеальном порядке, а налоги и взносы посчитаны абсолютно правильно, все равно сообщение о предстоящей проверке всегда неожиданно и волнительно, особенно если проверка проходит у Вас впервые и непонятно, чего ожидать от проверяющих. Поэтому важно иметь представление о том, как проходят проверки, какие действия при этом совершают представители контролирующих органов, а какие действия требуются от Вас. В этой статье предлагаю рассмотреть порядок проведения проверок ФСС и ПФР, чтобы не только избежать нарушений, но и выявить нарушения со стороны проверяющих.

 

Порядок проведения проверок ФСС и ПФР в соответствии с законодательством

Законодательно порядок проведения проверок внебюджетными фондами регламентируется гл. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». В соответствии с Законом проверки проводятся с целью контроля за правильностью исчисления, а также полнотой и своевременность уплаты взносов на обязательное социальное страхование.

Порядок проведения проверок, сроки и запрашиваемые документы зависят от того, какая это проверка: камеральная или выездная. Если кратко, то камеральная проверка – это проверка сданных отчетов, которая в обязательном порядке проводится специалистами ФСС и ПФР, практически без Вашего участия. А вот с выездной проверкой дело обстоит серьезнее: и проверяемый период более длительный и список запрашиваемых документов гораздо шире.

Более подробно порядок и особенности проведения камеральных и выездных проверок ФСС и ПФР представлены в табличке:

Условия проведения

Камеральные проверки(ст. 34 Закона № 212-ФЗ)

Выездные проверки

(ст. 35 Закона № 212-ФЗ)

Кто проводит проверки ФСС, ПФР по отдельности ФСС и ПФР только совместно в соответствии с планом-графиком выездных проверок.
При проверках страхователей, применяющих пониженные тарифы страховых взносов, могут привлекаться также налоговые органы.
Место проведения На территории ФСС, ПФР, осуществляющих проверку На территории страхователя.
При отсутствии у страхователя возможности предоставить помещение для проверки — на территории ФСС, ПФР, проводящих проверку
Основание для проведения проверки Специальное решение не требуется Решение руководителя (заместителя руководителя) ФСС, ПФР о проведении проверки
Какие документы проверяются Отчеты в ФСС, ПФР;При обращении за возмещением средств из ФСС — документы, подтверждающие произведенные расходы. Любые документы, подтверждающие правильность расчетов по обязательному социальному страхованию (начисление, уплату, суммы возмещения из ФСС)
Срок проведения проверки 3 месяца со дня предоставления отчета 2 месяца со дня вынесения решения о проведении проверки;1 месяц при проверке обособленного подразделения, имеющего свой баланс, расчетный счет и производящего выплаты физическим лицам.
Приостановление проверки Не предусмотрено Решение о приостановлении проверки выносится в случаях:

  • истребования документов у других лиц (не чаще 1 раза по каждому лицу);
  • получения информации от иностранных государств;
  • перевода документов на русский язык.

На период приостановления должны быть возвращены все подлинники документов страхователя, а также прекращены все действия, связанные с проведением проверки.

Период приостановления проверки не входит в срок проведения проверки. Общий срок приостановления не может превышать 6 месяцев, а в случае получения информации от иностранных государств – 9 месяцев.

Проверяемый период Период отчета в ФСС, ПФР Не более 3 лет, предшествующих году проведения проверки
Периодичность проведения проверок По мере предоставления отчетов в ФСС, ПФР Не чаще, чем 1 раз в три года (без учета проверок обособленных подразделений)
При ликвидации и реорганизации проверка может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки
Требования в ходе проверки Требование о предоставлении пояснений или внесении исправлений.
Направляется страхователю, если в ходе проверки выявлены несоответствия или ошибки. Страхователь должен в течение 5 дней со дня получения требования предоставить такие пояснения или внести исправления.
Требование о предоставлении документов.
В течение 10 дней со дня получения страхователь должен предоставить соответствующие документы или в течение 1 дня, следующего за днем получения требования, письменно уведомить о невозможности предоставить документы в установленные сроки с указанием причины и возможных сроков. Контролирующий орган в течение 2 дней со дня получения такого уведомления выносит решение: продлить сроки или оставить без изменения.
Запрашиваемые документы предоставляются в виде копий, заверенных страхователем (нотариальное заверение по закону не требуется). Подлинники документов могут предоставляться для проверки только на территории страхователя.
Результаты проверки Если в ходе проверки нарушений законодательства не выявлено, о результатах проверки не сообщается страхователю.
Если после предоставления страхователем пояснений и исправлений или в случае их непредоставления контролирующим органом установлен факт нарушения законодательства, то в течение 10 дней со дня окончания срока проверки составляется акт проверки.
Не позднее срока окончания проверки представители проверяющих органов составляют справку о проведенной выездной проверке.
В течение 2 месяцев со дня составления справки составляется акт проверки.
Акт проверки вручается страхователю в течение 5 дней с даты его подписания.
В случае несогласия с результатами проверки, содержащимися в акте, страхователь имеет право в течение 15 дней с даты получения акта написать письменные возражения.
Вынесение решения по результатам проверки В течение 10 дней со дня истечения срока для подачи письменных возражений должно быть назначено рассмотрение материалов проверки. О времени и месте рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) проверяющего органа обязан уведомить страхователя. Страхователь имеет право не участвовать в рассмотрении материалов проверки.
По результатам рассмотрения материалов проверки контролирующий орган выносит решение:

  • о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.

Указанное решение вступает в силу по истечении 10 дней с даты вручения его страхователю.

 

На что обратить особое внимание при проверках ФСС и ПФР, чтобы избежать нарушений самим и выявить нарушения проверяющих

 

1. О проведении плановой выездной проверки органы ФСС и ПФР обязаны уведомить страхователя не позднее, чем за 3 дня до ее начала либо заказным письмом с уведомлением, либо другим доступным способом (п. 12 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»). Заметьте, что уведомить проверяющие могут и по телефону или факсу (как чаще всего и бывает), но в этом случае доказать факт такого уведомления с их стороны практически нереально. Я вовсе не говорю о том, что страхователям нужно игнорировать такие уведомления, вовсе нет. Но в крайней ситуации знание данного обстоятельства может очень пригодиться.

2. Сроки, установленные для взаимодействия страхователя с органами ФСС и ПФР в ходе проверок, исчисляются в рабочих днях, так как в законе нет указания на исчисление в календарных днях (п. 6 ст. 4 Закона № 212-ФЗ).

3. Проверяющие имеют право доступа на территорию страхователя только при предъявлении служебных удостоверений и решения о проведении проверки, в котором указаны именно эти представители контролирующих органов. При этом в жилые помещения проверяющие могут входить только с согласия проживающих (п. 1, 3 ст. 36 Закона № 212-ФЗ).

4. Препятствовать доступу проверяющих не имеет никакого смысла: во-первых это административное правонарушение (ст. 19.4.1 КоАП РФ), а во-вторых у проверяющих появляется право самостоятельно начислить сумму страховых взносов по имеющимся данным или по аналогии, и вряд ли эта сумма окажется меньше реальной (ст. 36 п. 2 Закона № 212-ФЗ).

5. Выездная проверка может проводиться только в присутствии руководителя проверяемого лица или его уполномоченного представителя (п. 2 ст. 15 Закона № 294-ФЗ). Поэтому если на период проверки руководитель страхователя планирует поездку в отпуск, командировку и т.д., необходимо заранее подготовить приказ о назначении исполняющего обязанности руководителя на время его отсутствия и составить доверенность. В противном случае это будет рассматриваться как уклонение от проведения проверки, что влечет административную ответственность по ст. 19.4.1 КоАП РФ. Заметьте, что для привлечения к ответственности за уклонение от проверки контролирующие органы должны располагать доказательствами, что они надлежащим образом уведомили о предстоящей проверке – здесь как раз нам пригодится пункт 1.

6. Представители контролирующих органов должны вручать документы в ходе проверки только руководителю страхователя или его уполномоченному представителю. Передача документов другим лицам будет нарушением со стороны проверяющих.

7. Такие документы, как: требование о предоставлении документов при выездной проверке, акт проверки, решение по результатам проверки, проверяющие могут  передать одним из следующих способов:

  • лично под расписку – руководителю или его уполномоченному лицу,
  • в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (с использованием ЭЦП),
  • по почте заказным письмом.

! Обратите внимание: адрес для направления заказного письма проверяющие берут из данных, содержащихся в ЕГРЮЛ. Поэтому если Ваш фактический адрес не совпадает с юридическим – письмо Вы можете не получить, но проверяющие в этой ситуации действуют совершенно законно. Также нужно учитывать, что датой получения по закону считается шестой день с даты отправления заказного письма, независимо от фактического получения (п. 1 ст. 37 Закона № 212-ФЗ)! В связи с этим, чтобы избежать проблем с получением документов от ФСС и ПФР и соблюсти указанные в них сроки, лучше получать документы лично, тем более что проверяющие, как правило, сами отдают предпочтение этому способу.

8. Страхователь может передавать документы, запрашиваемые при проверке, следующими способами (п. 1 ст. 37 Закона № 212-ФЗ):

  • Лично — руководитель или представитель проверяемого лица (по доверенности). Доказательством предоставления документов в этом случае может служить экземпляр описи передаваемых документов с отметкой контролирующего органа.
  • Почтой — ценным письмом с описью вложения. При предоставлении документов почтой подтверждением будет служить опись вложения в ценное письмо и почтовая квитанция.
  • В электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (с использованием ЭЦП). Однако в настоящее время (на момент написания статьи) ФСС и ПФР не разработали формат передачи документов в электронном виде, поэтому этот способ передачи документов недоступен.

 

Итак, мы достаточно подробно рассмотрели порядок проведения проверок внебюджетными фондами в соответствии с законодательством. А в следующей статье я расскажу о личном опыте прохождения выездной проверки ФСС и ПФР и поделюсь практическими рекомендациями.

 

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

 

Законодательные и нормативные акты

1. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

2. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

3. КоАП РФ

Кодексы и Федеральные законы РФ можно просмотреть на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru/